"Гимназия № 115"
город Омск
  • Опыт работы с одаренными детьми

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа работы с одарёнными детьми

    Название программы

    Сообщество одарённых детей, или

    Как двигаться вперёд (новые формы работы с одарёнными детьми в центре подготовки к предметным олимпиадам «Лидер»

    для обучающихся 3 – 11 классов)

    Титульный лист

    вышестоящие органы образования: Департамент образования Администрации города Омска;

    название образовательного учреждения, в котором разработана программа: Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 115»;

    дата утверждения программы:01.09.2010;

    название программы: Сообщество одарённых детей, или

    Как двигаться вперёд (новые формы работы с одарёнными детьми в центре подготовки к предметным олимпиадам «Лидер»);

    возраст детей, на который рассчитана программа: для обучающихся 3 – 11 классов;

    срок реализации программы: ежегодно в рамках учебного года;

    авторы программы: Галак Елена Вячеславовна, заместитель директора по НМР; Злыгостева Марина Николаевна, к.филол.н.;

    год создания программы: 2010 год

    Заключение Экспертного совета

    Экспертный совет департамента образования Администрации города Омска

    Протокол № 10 от 23 июня 2010 года

    Выписка из распоряжения директора департамента образования Администрации города Омска от 4 октября 2010 года № 355-р «О деятельности федеральных, областных, городских экспериментальных площадок, городских методических сообществ, образовательных проектов в 2010 – 2011 учебном году».

    Текст заключения: «Организовать деятельность образовательных проектов на базе следующих муниципальных образовательных учреждений: - Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 115»»

    Пояснительная записка

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

    В процессе работы с одарёнными детьми был выявлен ряд противоречий:

    I.

    - с одной стороны, качество обученности стабильно на высоком уровне,

    - с другой стороны, сложно организовать индивидуализированную работу в традиционных формах учебной деятельности с учащимися, имеющими высокие интеллектуальные возможности.

    II.

    - с одной стороны, значительно уменьшилась квота на количество участников в разных этапах олимпиад,

    - с другой стороны, количество потенциальных участников увеличилось.

    Количественный рост в течение последних двух лет работы учеников, успешно прошедших олимпиадные испытания, стал значительно выше при стабильном сохранении качества знаний в классах, где обучаются участники олимпиад. Данная статистика и проведённое психолого-педагогическое анкетирование среди учащихся, прошедших подготовку в центре «Лидер», позволяет заключить: занятия в центре являются результативными как для индивидуальной корректировки модели отдельных обучающихся, так и для развития инновационных форм обучения в рамках образовательного учреждения. Апробация современных образовательных технологий в центре позволила накопить опыт организации внеурочных форм работы, который ежегодно, в течение 7 лет, представлялся педагогическому сообществу учителей города.

    На протяжении многих лет сохраняется стабильность показателей результативности участия обучающихся в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня по английскому, французскому и немецкому языкам с учётом предметной направленности образовательного учреждения. Последнее обосновывает необходимость   поддерживать и развивать образовательную площадку на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 115» с целью обобщения накопленного десятилетиями опыта подготовки к олимпиадам, научно-практическим конференциям и международным экзаменам по иностранным языкам.

    2. Цель и задачи программы.

    Цель: создать сообщество одарённых детей на базе официального учебного заведения с целью развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения и пропаганды научной коммуникации учащихся и педагогов.         

                Задачи:

    1.      Выявить детей с высокими интеллектуальными способностями.

    2.      Создать условия для раскрытия потенциальных возможностей и дальнейшего развития учащихся гимназии.

    3.      Создать условия для достижения успеха на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня, а также при сдаче международных экзаменов.

    4.      Адаптировать и поэтапно реализовывать образовательные программы по школьным предметам при подготовке к олимпиадам и международным экзаменам.

    5.      Организовать занятия по подготовке к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и международным экзаменам на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 115» для учащихся.

    6.      Расширить образовательную аудиторию через использование дистанционных технологий.

    7.      Организовать обмен опытом по работе с одаренными детьми в городском и областном педагогическом сообществе.

    8.      Разработать и подготовить к печати методические рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам различных уровней, программы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    3. Отличительные особенности программы: в основу программы положены индивидуальные образовательные траектории, обучение ведётся с использованием продуктивных технологий, педагогики удивления.

    4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: возрастная группа обучающихся 3 – 11 классов включает в себя все уровни образования от начального до среднего общего образования с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    5. Режим занятий: с сентября по май текущего учебного года как в группах, так и индивидуально, а также в смешанных возрастных группах во время каникул при организации занятий в лагере с дневным пребыванием.

    6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки: Критерии эффективности организации работы с одарёнными детьми определяются двумя факторами: внешним и внутренним.

    Внешняя оценка результатов работы даётся на муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, различных уровнях научно-практических конференций, международных экзаменах.

    Психолого-педагогическая диагностика отслеживает продвижение в развитии мышления, памяти, творческих способностей одарённых детей.

    Основные интегративные критерии эффективности организации работы центра подготовки одарённых детей к предметным олимпиадам:

    •           адаптация детей к конкурентной среде олимпиад, научно-практических конференций,

    •           положительная динамика увеличения количества призёров и победителей различных этапов олимпиад, лауреатов научно-практических конференций, успешно сдавших международный экзамен,

    •           увеличение числа детей, удовлетворённых своей деятельностью и стремящихся реализовать более высокий уровень притязаний (на основе психолого-педагогических диагностик),

    •           повышение уровня индивидуальных достижений детей в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях,

    •           повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

    Учебно-методические материалы

    методические пособия для педагога и обучающихся,

    обеспечивающих учебный процесс: научно-методический фонд по проблеме подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям различного уровня, программы по подготовке, комплект научно-методической литературы по предметам, презентационные обучающие электронные материалы.

    творческие задания, темы проектов, исследований, сочинений, наблюдений, игр: Лингвистический марафон на 3х языках. Историческая викторина «Я знаю историю страны». Викторина о художественных словах «Великое русское слово». Проведение интеллектуальных турниров «Что? Где? Когда?» и т.п.

    методические материалы по индивидуальному сопровождению достижения личных результатов обучающихся: комплект индивидуальных и индивидуализированных заданий по предметам, материалы по подготовке к международным экзаменам

    Ресурсы

    краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы:

    Материально-техническое обеспечение проекта: мультимедийное, аудио, видео оборудование; компьютерные программы, мультимедийные презентации; аутентичные учебные пособия, книги и периодические издания на английском, французском и немецком языках; словари, справочники, энциклопедии разных типов; карты, сравнительные таблицы; банк олимпиадных заданий; электронные учебники; ресурсы сети Интернет.

    Кадровые ресурсы: учителя-предметники гимназии, преподаватели и студенты ОмГПУ, ОмГУ на договорной основе.

    Ожидаемые результаты

    сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе: (на примере программы по подготовке к олимпиадам по английскому языку)

    знать принципы и последовательность организации работы на олимпиадах; единицы речевого этикета, обслуживающие ситуацию общения; лингвострановедческую информацию по темам говорения

    уметь осуществлять речевую компетенцию на английском языке;

    рационально организовывать и планировать свою работу;

    использовать вокабуляр по предложенной тематике;

    самостоятельно работать с источником информации

    перечислить качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий:

    умение адаптироваться к конкурентной среде олимпиад, научно-практических конференций, нацеленность на победу, удовлетворённость своей деятельностью и стремление реализовать более высокий уровень притязаний, а также повышение уровня индивидуальных достижений детей в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, повышение уровня владения общепредметными и социальными компетенциями

    описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе:

    Проведение проблемно-целевого анализа готовности учащихся к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, международных экзаменах.

    Проведение психолого-педагогических диагностик, выявляющих уровень притязаний учащихся, общий уровень мотивации.

    Ведение непрерывного мониторинга итогов олимпиад, научно-практических конференций различного уровня, международных экзаменов и результатов участия каждого ученика.

    Психолого-педагогическая диагностика продвижения в развитии мышления, памяти, творческих способностей одарённых детей.

    Количество вовлеченных учеников

    указать общее количество учеников, прошедших контроль результатов обучения по программе: ежегодно примерно по 170 человек (с 2010 года – 1190 человек)

    Достижения участников программы

    число победителей испытаний:1482 призёра, победителя, лауреата, сдавших международные экзамены с 2010 по 2017 годы.

    список испытаний: все уровни всероссийской олимпиады школьников, начиная с муниципального, научно-практических конференций для школьников, Кембриджские экзамены на знание английского языка, экзамен на знание немецкого языка: Языковой диплом.

    Отзывы родителей

    истории успеха: «Благодаря участию в работе Сообщества нам удалось достичь значительных результатов в олимпиадах по английскому и французскому языкам».  «Очень нравится совместная работа детей. Они стараются соблюдать правила, чтобы работа была успешной». «Выполняя предложенные задания, моя дочь учится рассуждать, аргументировать, размышлять, планировать свою работу и получать результат. Я думаю, что это в дальнейшем поможет ей достигать поставленной цели не только в учёбе, но и в жизни». «Дети перестают бояться затруднений. Учатся их преодолевать. Программа создаёт развивающую образовательную среду и даёт импульс для развития не только детей, но и педагогов, и родителей». «Радуюсь за дочку, которая благодаря таким занятиям учится работать, общаться и стремиться к высоким результатам».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie